ФЕСТИВАЛЬ “АЛТАРГАНА” – ПРАЗДНИК ЕДИНЕНИЯ


Многократный победитель конкурсов веб-проектов в поддержку и развитие бурятского языка, сохранение традиций и культуры бурят-монгол.

На древней земле Аги 16-18 июля 2020 г. будет проходить Международный фестиваль «Алтаргана- XIV». Фестиваль «Алтаргана» вновь возвращается в Забайкалье и соберет под своим флагом всех друзей бурятского народа.
На древней земле Аги 16-18 июля 2020 г. будет проходить Международный фестиваль «Алтаргана- XIV». Фестиваль «Алтаргана» вновь возвращается в Забайкалье и соберет под своим флагом всех друзей бурятского народа.

Как отметил Глава Забайкалья Александр Осипов во время работы оргкомитета, фестиваль очень важен для сохранения традиции и культуры «Вместе с тем, важно развивать фестиваль с учетом современных тенденций. Поэтому нужно подготовить фестиваль таким образом, чтобы он, с одной стороны имел традиционную повестку, с другой - отвечал вызовам времени», - подчеркнул он.
По словам и.о. руководителя Администрации Агинского Бурятского округа Билигмы Будаевой, создана рабочая группа по подготовке к фестивалю, утвержден план мероприятий. Было отмечено, что в рамках фестиваля «Алтаргана-2020» запланировано проведение 14 творческих конкурсов, в том числе три - для СМИ, 6 видов спортивных состязаний, научно-практическая конференция.

По мнению организаторов фестиваля, помимо основной программы фестиваля широкой общественности и иностранным гостям должна быть представлена внеконкурсная программа. Так, на открытых площадках Парка культуры и отдыха, центральной площади, скверов у театров «ДалиТЭ» и «Амар сайн» предполагается организовать мастер-классы этнического направления, выступления творческих коллективов, выставки, ярмарки, фотозоны, пункты питания с национальной кухней. Кроме того, планируется представить образцы современного бурятского искусства.
Во время работы оргкомитета глава региона Александр Осипов отметил, что фестиваль «Алтаргана-2020» должен стать массовым.
«Нужно привлечь как можно большее количество участников и гостей фестиваля и создать атмосферу праздника. Предлагаю обсудить программу фестиваля с представителями общественности», - подчеркнул он.
Фестиваль «Алтаргана» впервые был проведен в 1994 году в Монголии как праздник бурятской народной песни. В 2002 году фестиваль прошёл на территории Агинского Бурятского автономного округа и приобрел статус международного. С тех пор он проводится поочерёдно в одном из трёх регионов России – Забайкальском крае, Республике Бурятия, Иркутской области и в Монголии. Также участвуют представители Внутренней Монголии Китайской народной республики и бурятских диаспор разных регионов и стран мира.

Автор с алтарганой рядом на Меркитской крепости.

«Золотарник на северном склоне
Вновь цветет в синеве поднебесной…»
Это слова из народной песни «Алтаргана», которую в непростые времена пели наши предки.

Алтаргана - это не цветок, как ошибочно полагают некоторые авторы, а кустарник с золотистой корой. Этот стойкий, вросший корнями глубоко в землю, не замерзающий зимой и золотистый на солнце кустарник дал название Всебурятскому фестивалю. Масштабный праздник «Алтаргана» сегодня действительно цветет, процветает, несет большое объединяющее начало. Но так было не всегда…
Мысленно возвращаюсь в свое босоногое детство. В теперь уже далеком 1956 году, я десятилетняя девочка в агинском селе Могойтуй на районном смотре художественной самодеятельности впервые услышала песню про алтаргану.

Эту, поистине, народную песню пели буряты, с этой песней многие во время гражданской войны 20-х годов прошлого века уходили за границу – в Монголию, Южную Монголию.

Так вот, на том смотре эту песню запретили исполнять. Кто-то сверху позвонил, аргументировал запрет словами: «С этой песней враги народа ушли за границу». Тогда много народных песен было под запретом… А сегодня эта песня стала символом единения бурятского народа, символом Всебурятского фестиваля “Алтаргана”.

В первый раз я была на празднике «Алтаргана» в 2002 году. В тот год, многоликий переливающийся всеми цветами радуги праздник прошел в п.Агинском. На тот фестиваль я приехала в качестве журналиста из Бурятии.

 

«Алтаргана-2002» меня поразил тем, что, во-первых, в преддверии фестиваля в Аге ввели в строй несколько объектов – таможню, окружную гимназию, детский сад,школу. Особенно впечатлили меня гимназия для одаренных детей со всего округа. Там открылся современный компьютерный класс, и в распоряжение учителей и школьников предоставили интерактивные доски. В те годы в Агинском Бурятском автономном округе действительно внедрялось все новое, передовое.

А еще запомнился фестиваль 2002 года тем, что в Агинском была четкая организация вплоть до мелочей. Все мероприятия были расписаны буквально по минутам, и не было никаких накладок. Для журналистов выделили специальный автобус. Очень уважительно относились к ветеранам, приехавшим на праздник. Их на торжественном открытии на стадионе усадили на почетные места.

Тогда в Агинском все мы стали свидетелями изумительного выступления народных артистов СССР Кима Базарсадаева и Иосифа Кобзона и народного артиста Монголии Дэмбэрэлын Жаргалсайхан. Под аккомпанемент моросившего светлого дождика Иосиф Давыдович громогласно со сцены пожелал всем благополучия и процветания. И запомнились его слова: «Пусть идет дождь. Это хорошо. Земля наша оросится, трава будет расти, сена много накосим и будет процветать наш округ». Потом я слышала как агинцы его зовут «Кобзон нагаса». Так его почитают. Для бурят нагаса – это очень почетно, так зовут очень близкого человека.

Памятен для меня и фестиваль «Алтаргана-2008», который прошел в Иркутской области. В те дни я осознала, что мы буряты, живущие в отчем краю, не понимаем, каково это – жить на чужбине. Ведь наши предки не испытали тяготы перекочевок, лишении, связанных с потерей тоонто нютаг – родное гнездо.

Никогда не забуду слова, сказанные Сэсэг из Шэнэхэна, с которой я познакомилась на «Алтаргане-2008». Её бабушка рассказывала ей о том как они, шэнэхэнцы смотрели на плывущие в небе облака и говорили: «Это же облака с нашей родины»! Я видела как эта женщина из Үбэр-Монголии (Внутренней Монголии) выполнила наказ стариков и помолилась за них на берегу Ангары. Она смотря в сторону Ольхона, побрызгала чаем, архи и молоком.

На той же «Алтаргане» я была вместе со своей подругой народной артисткой Айлтагуйн Нума. Мы с ней побывали в Усть-Орде. Там проходил песенный конкурс. Удивила благодатная земля – жирная как масло – чернозем. И понравились народные песни баруун буряад (западных бурят). Как удивительно и красиво было, когда глава Усть-Ордынского округа русский по национальности Андрей Григорьевич Калашников начал свое приветствие на бурятском языке. На земле Гэсэра из поколения в поколение передаются традиции и обычаи, бережно сохраняются песни и танцы бурятского народа.

В советское время шэнэхэнские буряты не могли приехать на свою историческую родину, поклониться 13 хатам Ольхона. Хорошо, что в наше время «Алтаргана» объединяет всех бурят, которых в свое время разделили на пять частей и теперь они живут в трех странах. И еще, говоря об «Алтаргане» нельзя забывать о тех людях, кто стоял у истоков основания всебурятского фестиваля.
Первый песенный конкурс – родоначальник всебурятского фестиваля открылся в 1994 году в Дадал сомоне, где собрались самодеятельные артисты из Батширэт, Биндэр, Баян-Адарга, Норовлин и Дадал Хэнтэйского аймака.
С одним из зачинателей «Алтарганы», бывшим главой Дадал сомона Галсанай Доржсурэном я познакомилась в Иркутске на “Алтаргане-2008”. Он рассказывал, как они начинали, сам он предложил назвать праздник “Улаалзай” («Сарана») , а его заместитель Балбарын Ганхуяг сказал: «Давайте назовём конкурс Алтаргана. Этот кустарник с золотистой корой, с крепкими корнями символизирует бурятский народ. А песня “Алтаргана” это же наша народная песня, с ней многие годы жили наши предки…»
К слову, в старину буряты над входом в юрту ложили пучок алтарганы – чтобы в жилище не вошла беда. Помимо оберега, как говорили старики, ветку алтарганы использовали в качестве застежки для пут. Существовало поверье, что алтаргана оберегает лошадей от молнии…
Навсегда запомнилась «Алтаргана-2010». Я ожидала увидеть на празднике одних бурят, но оказалось, что живой интерес к традициям и песням бурятского народа проявляют халха-монголы и представители других этносов, населяющих страну – дурбэд, захачин, мянгаты, узэмчины и другие.
Примечательно, что в отличии от Бурятии в Монголии проводится так называемая малая «Алтаргана». Это отборочные состязания, проходящие не для галочки, а для того, чтобы пожилые люди, не имеющие возможность выехать на «большую» «Алтаргану», смогли пообщаться друг с другом, насладиться протяжными песнями степняков и поболеть за богатырей в трех игрищах мужей. Я побывала на малой «Алтаргане» в сомонах Баяндун (2012), Дашбалбар (2013), Тэшиг (2019) в Монголии.
Из года в год в определенных номинациях побеждают представители из Аги. И это не удивительно. Ведь работа по подготовке к фестивалю начинается сразу же после окончания очередного. В Аге отлажена целая система по подготовке к «Алтаргане». Там работают настоящие энтузиасты, беззаветно преданные своей профессии, искусству. И такая неустанная работа по возрождению и сохранению национальных традиций, считаю, должно быть во всех районах нашей этнической Бурятии.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(2 голоса, в среднем: 3 из 5)