Зерцало мудрости Эрдэни – Хайбзан Галшиева,


Многократный победитель конкурсов веб-проектов в поддержку и развитие бурятского языка, сохранение традиций и культуры бурят-монгол.

«Минии уг гарбал – История моего рода»
Сультимов Буянто, ученик 5 «в» класса Хоринской средней школы №1
Номинация «Лучшая история»
«Удивительное Зерцало мудрости Эрдэни – Хайбзун Галшиева»
Введение
Моя история начинается с самого обычного подарка – книги, но книги удивительной. На каникулах к нам в гости приехал мой убгэн аба подарил книгу Эрдэни- Хайбзун Г алшиева «Зерцало мудрости - Бэлигэй толи». «Кто такой Эрдэни - Хайбзун Галшиев, написавший такую необычную книгу?»- вот первый вопрос, который у меня возник и второй вопрос: почему книгу так назвали? Ведь на свете существует очень много умных книг...fgukeqtxj
Основная часть
Я внимательно прочитал биографию Э. Х. Галшиева и был очень удивлен, тем, что он, оказывается, родился в селе Орот Кижингинского района, где проживают мои бабушка и дедушка. Эрдэни Хайбзун Галшиев родился в 1855 году и был он из рода Худай как и я.
В самом селе в 2015 году построен дуган – музей в честь 160 – летия со дня рождения Э. Х. Галшиева. Свыше десяти лет находился в Лхасе, изучая буддизм. И получил там один из высших буддийских ученых степеней – доромбо в монастыре Брайбун на факультете гоман. Летом 1897 года он возвращается на родину. Распространен рассказ о том, как на обратном пути из Лхасы Э.-Х. Галшиев вызвал на диспут ученых лам монастыря Лаврана. И этот «обмен мнениями» продолжался в течение трех дней. В конце концов, настоятель монастыря будто заявил, что «нам не победить его, так как он не только отлично выучил тексты и знает догматы, но и обладает природной мудростью».
Это был человек и монах необыкновенной силы, он обладал сверхъестественными способностями: предсказывал будущее, мог летать и растворять свое тело в воздухе. Но эти способности не демонстрировал людям, считая, что духовные заслуги намного выше тантрических упражнений. Э-Х. Галшиев строго соблюдал образ жизни цанитских лам, которые были всецело заняты изучением догматики и теории буддизма.
Буддийская традиционная Сангха России во главе с Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым учредила в 2011 году ежегодную национальную премию в области литературы имени Э. - Х. Галшиева. Премии удостаиваются лица, внесшие существенный вклад в философию буддизма, бурятскую литературу и развитие буддийской культуры народов России.
Поездка в Кижингинский район с. Орот
На каникулах я побывал в музее – дугане и очень много узнал нового об этом знаменитом человеке. В музее есть его несколько фотографий, также буддийские атрибуты, которыми он пользовался для молебнов.
В память об этом удивительном человеке на его родине воздвигнуты ещё два субургана: Субурган «Жанчуб». Расположен в местности Хасуртай. Открытие состоялось 20 сентября 2008 года. Этот субурган является одним из самых основных восьми субурганов построенных в честь учения Будды. Основная цель которого, встреча и проводы гостей и местных жителей и пожелание им удачи, благополучия, добра и белой дороги.
Субурган «Даша- Гомоон»
Открытие состоялось 11 июля 1995году. Отмечая выдающиеся заслуги доромбо ламы Эрдэни – Хайбзун Галшиева в просветительской деятельности, постановке буддийского философского образования в Бурятии и как автор выдающегося памятника дореволюционной бурятской литературы «Зерцало мудрости».
Расположена эта площадка на горе Губээ. Губээ – место поклонения Будде Медицины. Будду Медицины называют также Буддой Исцеления. В Тибете существовали поверья, что достаточно только прикосновения с верой к образу Будды Медицины, чтобы излечиться от всех болезней.
Об Оротском аршане как о целебном источнике впервые упомянул Эрдэни Хайбзун-Галшиев. Он по собственной инициативе, используя только ему известные молебны и приемы, определил, что Оротский целебный источник – аршан полезен от многих болезней.
Встреча с жителями с. Орот
Очевидцы преклонных лет рассказывают также о той скромной жизни, которую вел Э-Х. Галшиев в Кодунском дацане. Жил он в маленьком, неказистом домике, не обставленном дорогими вещами и утварью, даже божница была скромной и небольшой. Бытование подобных рассказов, по- видимому, объясняется тем, что будничная жизнь Э-Х. Галшиева была не совсем обычной по сравнению с образом жизни других лам высшего звания. В то же время на основании подчеркнуто скромной жизни Э-Х. Галшиева можно сказать, что подобным образом он в известном смысле, в рамках требований духовного обета, выражал свое человеколюбие, мысль о равенстве людей, независимо от их имущественных и должностных рангов. Об этом он неоднократно подчеркивает в своих сочинениях.
Зерцало мудрости
Отвечая на второй вопрос, я узнал, что «Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам», по-монгольски: «Хойорйосон-у абахуогуруху-йиугулэгчибилиг-ун теши хэмэг-дэху», по-тибетски: «лугегньис-гьиблан дор брджод-па шес-раб мелонгшес-бьа-ба». Под двумя законами — тиб. луге ньис — имеется в виду два рода нравственных закона - мирской и духовный. Сочинение было написано сначала на монгольском, а затем и на тибетском языке. Читая книгу, я увидел, что в этой книге как в зеркале отражаются все деяния человека. Не только хорошие, но и плохие поступки. И это опыт многих поколений наших предков. Читая , можно многому научится, и можно избежать многих ошибок. Здесь затронуты все стороны нашей жизни.
Например: ….Помни, трудно обрести драгоценность – человеческую личность, наделенную свободным совпадением обстоятельств, и знай, она достигается изредка. Подумай, чего больше совершается тобою и всеми другими – греха или добродетели.
Значит, ты должен выбрать для себя самого жизненный путь: путь добродетели или путь греха, а смерть – это жизненный венец. Каждый человек волен придерживаться своих убеждений и признавать такое право за другими. Это есть проявление толерантности.
Заключение
Таким образом, я, в ходе исследовательской работы, познакомился с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников бережно передавала другому, о религии, духовных идеалах, моральных нормах своих предков. Вера, духовность, нравственность, любовь – это огромная сила, которая спасает человека, его семью и даже целые народы от зла, болезней, саморазрушения. Я узнал о великой силе нравственности. В духовном наследии, полученном нами от предыдущих поколений, заключена великая сила нашего народа. Давайте подумаем, как ею правильно распорядиться. Я считаю, что это книга должна стать настольной книгой для всех нас.

Худай
Минии уг гарбал Уг гарбал – Э.- Х. Галшиевай
Хоридой
Худай
Золгюур
Мэнхээлэй
Ханхаалай
Хууhэн Ёлтогой
Ухи Монхой
Баянхан
Нугапан
Ушархан
Нобшо
Жамба(Бухэ)
Номооли
Абида
Онхотой
Онхосой
Сультим
Бальжинима
Цырен - Дондок
Батор
Буянта (23уе)

«Эрдэни – Хайбзан Галшиевай Бэлигэй толи»
Нэгэ зунай hайхан удэр убгэн аба манайда айлшалба . Эрдэни – Хайбзан Галшиевай «Бэлигэй толи», гэжэ ном, бэлэг барижа оробо. Ехэ баярлажа,hонирхожо уншабаб. Зохеол уншахаhаа,шудалхаhаа урид зохеогшодтой танилсаха еhо бии. Э-Х. Галшиев гэhэн нэрэнь ехэ hонирхол татаhан байна. «Уран бэлигтэй хүнэй онсо мэргые шудалха гээ hаа, турэл нютагтайнь, ажабайдалтайнь танилсаха хэрэгтэй» гэhэн ехэ удхатай үгэ бии. Энэ хүнэй намтартай дүтэ танилсахадамни ажабайдалайнь hонин баримтанууд гаража ерэнэ.
Энэ хүн хадаа хун шубуун гарбалтай хуhан модон сэргэтэй гэжэ алдаршаhан хориин арбан нэгэн эсэгын Худай отогто эхитэй, хэбэд номхон Хэжэнгын хонгор тэнюун – Ород нютагта 1855 ондо түрэhэн юм. Минии хугшэн аба эжы хоерни Ород нютагта ажаhуудаг. Хориин мүргэлшэ буряадуудай дунда айхабтар элитэ, мэдээжэ болоhон Эрдэни-Хайбзан эрдэмтэ ламые нютагайнь хүн зон «Мархаанзайн дооромбо» гээд хүндэлжэ нэрлэдэг hэн.
Эрдэни-Хайбзан бага балшар наhандаа хубараг боложо, ламын эхин hургуули дүүргээд, эрдэм бэлигээ дээшэлүүлхэеэ Түбэд ороной түб Һаса руу зорижо, ябагаар мүргэлшэдые дахажа ошоhон юм гэлсэдэг. Тэндэ арба гаран жэлэй туршада будаадын шажанай ном hургаал гүнзэгыгөөр шудалhанайнгаа hүүлдэ Брайбун хиидтэ дооромбо гэжэ зэргэтэй болоод, түрэл буряад нютагаа 42 наhатайдаа бусаа hэн.
МАРХААНЗАЙН ДООРОМБО hасаhаа бусажа ябалгандаа, Лабран хиндэй эрдэмтэ ламанартай гурбан үдэрэй туршада шойро хаялсажа, үгэ буляалдаа, сэсэ hунаагаа гэхэ. Һүүлэй hүүлдэ тэрэ дасанай шэрээтэ хэлээ hэн гэдэг: «Бидэ диилэхэгүйбди, юундэб гэхэдэ, тэрэ хадаа ном сударнуудые миил эрхимээр сээжэлдээ бэшэ, харин удха узуурыень hайн мэдэнэ, гадна түрэхын табисуураар гүн ухаатай хүн байна». Лавран хиидтэ илалта туйлаhыень тэрэ сагтаа мэдээжэ байhан эрдэмтэ лама Д. Зерваинай хөөрөөнhөө мэдээд, Сүүгэл дасанай эрдэмтэ ламанар Э -Х. Галшиевые шойро хаялсахаяа уриха hанаатай байhан аад, энэ hэдэлгэеэ түргэн орхиhон юм гэлсэдэг.
Мархаанзайн дооромбо 1898 оной майн 31-дэ Забайкалиин областиин Сэрэгэй губернаторай зарлигаар Худанай дасанай гэлэн ламаар баталагдаад, 1915 оной зун наhа баратараа, хубарагуудта Бурхан багшын ном hургаал заадаг байhан юм.
Э.-Х. Галшиев хадаа, тэрэниие хараhан, үзэhэн, уулзаhан наhажаал хүнэй хөөрэhэнэй үндэhөөр, Худанай дасанай хашаа соо заахан борсогорхон гэртэй, байра сонь үнэтэй хубсаhа хунар, унталгын болон эдеэ хоолой хэрэгсэлнүүдшье хомор hэн ха. Һүзэгшэ зоной хубиин асуудалаар ламада хандаха hанаатай ерэхэдэ, дооромбо лама тума яма болонгүй, тэдээндэ тон уринаар хандадаг байгаа гэхэ: «За, за, hуу!».
Манай Ород нютагта Мархаанзайн дооромбын дүтын түрэл болохо, Ошорой аба гэжэ алдаршаhан Жамбал үбгэжөөл ажаhуудаг hэн. Эрдэни-Хайбзан болон Жамбалай эсэгэ Бадма хоер түрэhэн аха дүүнэр байhан юм. Гэлэн лама Галшиевай түрэhэн үхибүүгүйнь мэдээжэ ааб даа. Эсэгэ ороноо хамгаалгын дайнай дүүрэжэ, хүбүүдэйнгээ бултадаа амиды бусахада, hанаагаа хүсэд амараад, үнишье болонгүй Жамбал үбгэн наhа бараhан юм.
Жамбал үбгэн дүрбэн хүбүүд, хоер басагадые эсэгын заабаряар хүмүүжүүлжэ, гарынь ганзагада, хүлынь дүрөөдэ хүргэhэн габьяатай.
Ламын hургуули дүүргэhэн ехэ хүбүүн Ошорынь дасан дугангуудай hандарха үедэ нютагайнгаа 2-3 шуран лама хүбүүдээр хамтараад, Түбэд орон морилшоо hэн гэлсэдэг. Заяата, Дэлгэр, Хайдаб хүбүүдынь дайнай гал дүлэн соогуур ото ябаад, бултадаа амиды мэндэ бусаhан юм. Шуhата дайнда хабаадаhан эдэ гурбан хүбүүдэй ами наhанда Мархаанзайн дооромбын дэмбэрэлтэ үйлэ ябадалнууд туhатай нүлөө үзүүлхэ еhотой гэжэ тухайлхаар лэ даа.
Ошорой абын олон тоото зээнэр, аша гушанар Ородой түхэреэн соо, Хэжэнгын аймагай дэбисхэр дээрэ болон Улаан-Үдэ хотодомнайшье эбтэй, эетэй, элүүр энхэ жаргалтай ажаhуудаг. Жамбалов Заяатын хүбүүд Замбала Жалсан хоер инженер-механигууд болонхой. Замбала Эдэрмэг hууринда, Жалсан Улаан-Үдэдэ «Теплоприбор» заводто хүдэлнэ.
Жамбал үбгэнэй ехэ басаган Һамажаб Загарайн аймагай Тарбагатайн Бадмаев Норбодо хадамда гараhан юм. Гушаабал хүбүүниинь Ородтоо нютагжанхай. Бага басаган Сэсэгынь хадаа Ородой Цыдыпов Санданай hамган болоод, Цымпилмаа, Бутидмаа, Гажадмаа, Бумаа, Цыренбазар гэжэ үхибүүдые түрөө hэн.
«Бэлигэй толи» гэжэ зохеолойнгоо түгэсхэлдэ Э -Х. Галшиев иигэжэ хэлээ hэн: «… Үни холо сагhаа үзэhэн ба бодоhонуудые нэгэдхэн эблүүлhэн – энээниие энэ зүгэй ороной гэртэн зарим уладуудта удхаар түгэлдэр үгөөр абаха, орхихын дүрсэнүүдые тодоруулан үйлэдэхын тулада уншахые мэдэдэг тоти рабжамба Агваан Лэгшэд умара зүгэй буряад Хэжэнгын хиидтэ бэшэhэн бэлэй». Мархаанзайн дооромбо энэ гайхамшагта бүтээлээ 1915 он багта найруулжа дүүргэhэн байна.
«Бэлигэй толи» соо дүрбэн мүр бүридэhэн 1000 шүлэг бии. Энэ зохеол хадаа удха шанараараа бэе бэеhээ онсо илгарhан 8 бүлэг болон хубаардаг юм.
Э.-Х. Галшиев хадаа Хориин арбан нэгэн эсэгын худай отогhоо уг гарбалтай hэн. 1995 оной зун Мархаанзайн дооромбын түрэhөөр 140 жэл, тагаалал болоhоор 80 жэл гүйсэхэнь. Эдэ дурсагдаhан ойнуудтай дашарамдуулан, Хэжэнгын аймагай Ород нютагай зон хамтаржа, Мархаанзайн дооромбодо зорюулhан Даша Гомон гэжэ субарга 1995 оной зун баригдаа юм. Хэжэнгын аймагаархидhаа гадна манай хүршэ болохо Ярууна, Хори болон Загарайн аймагуудай hүзэгтэн болон спонсорнууд энэ субаргын барилгада эдэбхитэйгээр хабаадажа, эд зөөри, алта мүнгэ, хони хурьга, үхэр малнуудые хандиб болгон, элбэгээр үргэхэ үргэхэ бэзэ гэжэ найдагдана.
Будаадын шажан хэтэ мүнхэдөө дэлгэрхэ мандаха болтогой! Ум маани бадмэ хум.
* Литература:
* Эрдэни – Хайбзун Галшиев «Бэлигэй толи Зерцало мудрости» Улан – Удэ: Домино, 2012 г.
* Газета «Буряад унэн» № 34, 02.09.2015 г.
* Информаторы: Мангалаев М.Ж., Махабалаев Д-Б.Н., Заятуев Б.В. Дашиева Б. Б.
Фото из архива музея – дугана в с. Орот Кижингинского района.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(2 голоса, в среднем: 5 из 5)