Лхамасу Батуевне исполняется 90 лет со дня рождения


Многократный победитель конкурсов веб-проектов в поддержку и развитие бурятского языка, сохранение традиций и культуры бурят-монгол.

DSCF2784Мой отец Нанзадай Бальжинима из Догоя, племени Сагаангууд рода Хожогортон, говаривал: «Писатель Даширабдан Батожабай принадлежит к нашим родственникам». В 1966 году я зашла к ним с чувством некоторой тревоги: как меня примут? Тётя Лхамасу встретила меня очень приветливо. Оба обращались ко мне «Нагаса абгай» (тётя по линии матери).У дяди Даширабдана постоянно были люди – родственники, друзья, знакомые, земляки, иногда незнакомые – просили денег на дорогу домой. Я видел, как их непременно угощали чаем, давали денег.
Ко мне тоже приходили подруги-землячки, тётя Лхамасу ни разу не проявила недовольства по этому поводу. Угостит чаем, поговорит с ними. Однажды одному юноше, приехавшему поступать в школу бухгалтеров, но не выдержавшему экзамен, дядя Даширабдан сказал: «Если не сумел стать тем, кто мог бы зарабатывать себе на жизнь в колхозной конторе с карандашом в руках, придётся тебе пасти овец!» - и дал ему десять рублей.
Когда я жила у них, я видела знаменитых певцов, артистов, известных писателей.
Характеры дяди Даширабдана и тёти Лхамасу были схожи в стремлении помочь людям. Расскажу одну забавную историю. Однажды незнакомая девушка пришла к ним и заявила, что её обокрали и она осталась в одном платье, попросила денег на дорогу домой. Тётя дала ей денег и еще заставила меня отдать мой голубой шерстяной джемпер (нас в семье было одиннадцать детей, и этот джемпер отдала мне моя мама, я его очень ценила), потому что девица обещала выслать его обратно по почте. Прошёл месяц, второй – посылки нет! Я чуть не плакала: что же я скажу матери, почему без джемпера. Однажды возле кинотеатра «Прогресс» я увидела ту девушку в моём джемпере, заставила его снять и вернуть мне. Этот случай свидетельствует об излишней доверчивости тёти.
Живя у дяди Даширабдана, я начала работать машинисткой в газете «Буряд унэн». Научилась гладить мужские костюмы, рубашки, готовить еду.
Тётя говорила, что мужчину надо жалеть, когда надо – ругать, когда надо – уговаривать, ухаживать за ним как за ребёнком.
Когда в 1981 году я разошлась с первым мужем и приехала в Улан-Удэ, тётя Лхамасу устроила меня на работу, помогала материально, оказала огромную моральную поддержку в трудные для меня годы.
В 1986 году, 1 мая она попросила меня непременно прийти к ней после парада. Я пришла. Дочь Сэсэгма приготовила еду, тётя Лхамасу заявила, что хочет меня познакомить с одним человеком. «Кому я нужна с двумя детьми? Сыновья вряд ли с кем уживутся!» - сказала я.
«Твой дядя Даширабдан уважал, сочувствовал Галсан Батоевичу. Он очень хороший человек! Может, это твоя судьба, послушай меня, - говорит тётя. – А сколько лет тому человеку? – спросила я. – То ли в прошлом, то ли в позапрошлом году он отметил пятидесятилетие», - ответила она. Мне тогда было сорок лет, и я подумала, что двенадцать лет разницы в возрасте – не так уж много, и осталась.
Вот уже 28 лет прошло, как мы с Галсаном Батоевичем соединили судьбы, живём счастливо. Муж старше меня на 18 лет, тётя нарочно уменьшила его возраст, познакомила нас, уговорила, соединила нас в одну семью. У супруга не было детей, божьей волей у нас в 1990 году родился Володя. Не могу забыть, как 62-летний муж, прижав сына к груди, целовал его в темечко, приговаривая: «Не могу поверить, что у меня сын!». Как вчера это было…
В 1992 году родился сын Бальжинима. Когд а я лежала в роддоме, тётя Лхамасу приносила суп, арсу (арса – национальное блюдо, напиток, приготовляемый путём кипячения кислого молока). Говорила, что арса помогает после операции восстановить силы. Мы с Галсаном Батоевичем боготворили тётю Лхамасу, вечно ей благодарны.
В эти дни Лхамасу Батуевна отмечает 90 лет со дня рождения. Мы от всей души поздравляем её с юбилеем. Желаем ей здоровья, счастья и благополучия!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(1 голос, в среднем: 5 из 5)